вторник, 27 апреля 2010 г.

Жизнеописание Руми

DSC_9539В начале лекции Учитель предупреждает, что предстояшие три дня будут очень насыщены, программа концентрируется и акценты в ней будет расставлять пространство. Может быть сегодня вечером пойдём к шахине в орден- женский орден с шейхом женщиной. Там реальный живой зикр, живой шейх. В ордене можно ощутить мощную причастность к таинству весьма своеобразному.
Какие у вас вопросы?, обращается к нам Учитель.
В семе поклон, дервиши идут по кругу и делают поклон напротив шейха, это что означает?, спрашивает Манечка.
У тебя есть проводник к богу, это твой Учитель. Это выражение благодарности, уважения, поклонения и послушания в этом поклоне.
Те дервиши, которые выходят вначале, добавляет муршид, отражают цепочку преемственности мастеров Мевлеви, начиная от Абдурахмана и завершая Бахаутдином Веледом. Все остальные дервиши идут к мастеру за благославением, подсоединяясь в эту цепочку преемственности.
Так, солнышки, давайте соберём ваш могучий ментал в кучу, продолжает Учитель, и коснёмся, насколько это возможно, потому что у нас как всегда острая нехватка времени, Руми и Шамса. Она даёт муршиду определить основные позиции.
Муршид начинает парадоксально: нет точной даты рождения Руми. Считается, что он родился 30 сентября 1207 года, но есть данные, указывающие и на 1201, 1203 год. Сам он в своём произведении «Фихи Мафихи» он описывает осаду Самарканда Харезм Шахом, которую он видел и запомнил во время путешествия с отцом. Ему было лет семь. Он вспомнил красивую девушку, что молилась, пока лилась кровь. Она возносила свои молитвы к богу. На этом основании определяется более точная дата и сдвигается в сторону 1200 года.
Что означает титулара Мухамеддин Джелаладдин. Дин это вера. Еддин, Аддин, это веры. Джелаладдин это стойкость веры.
Руми, от названия провинции Ром.
Мевляна стало самостоятельным словом, это «тех, кто возлюбил господа, чьи сердца очнулись ото сна». Когда кого то особенно хотят выделить, называют его Мевляной.
Более точный перевод, вставляет Учитель, Мевлана это покровитель, или Учитель, под чьей защитой в процессе тариката и обыденной жизни вы находитесь. Ученики обращались к нему не по имени Руми Хазрат Джелаладдин, а Мевляна.
Сам себя Руми называл Хамуш, продолжает муршид, что означает- молчаливый. Он это делал редко, но вот сам себя он называл Хамуш, иногда Хамушкон- печальный.
Само явление «печаль», Руми было развито в отдельную обучающую систему.
На его могиле находится тюрбан. Это символ знания и познания, постижения. Глубокий зелёный цвет относится к глубокому мистическому постижению через любовь.
Дервиши всегда покрывают голову, когда кружатся и в тэке в том числе, специальной шапкой дервишей, говорит Учитель. Это символическое обозначение постигающего истину. Шапка с чалмой у того, кто достиг той степени истины, когда он может её передавать. Он постиг не только хакикат, как состояние в боге и постижение божественного в себе, света внутри себя, у него уже есть способность делиться этим с окружающим миром. Сегодня такие шапки стояли на надгробьях во время паломничества к святым. Такую мы увидим и в Хоши Бекташе, у Руми такая стоит на надгробье. Такую мы видели у бродячего дервиша на улице и у иранского шейха. Такая у шейха ордена Мевлеви, но он не одевает её, как обозначение, не афиширует.
Геналогия Руми восходит к Абу Бакру, первому праведному халифу после Мухаммеда. Это очень важно, понимать преемственность, продолжает муршид. Отец Руми Бахутдин Велед. Ему был присвоен титул «султан учёных». Он был из братства тариката кубравия Наджимуддина Кубрада- «огромное бедствие для нафса». Мы его уже упоминали.
Ты расскажи чем характерно учение Руми, чем оно отличается от других учений, почему оно такую огромную роль имеет для всех нас, просит Учитель.
Это нельзя рассматривать вне встречи с Шамсом, говорит муршид. У Руми в то время была череда потерь. Скончался Бурханетдин, шейх братства Кубравия, который дал благославение Руми. К этому времени Руми уже был серьёзным мужем, многое знающим и умеющим. Он находился во взвешенном состоянии. И вот тогда то он и встречает Шамса. Шамс появляется в Конии. Они начинают плотно общаться. Вначале они почти безвылазно находятся в келье у Руми почти пол года. Благодаря этому выработалась, была заложена особая система воспитания, строящаяся на переживании и общении в непосредственном контакте учителя и ученика.
Руми к тому времени уже достиг очень большой популярности и известности в мусульманском мире, добавляет Учитель. У него уже к этому времени были изданы и толкования Корана и было много учеников. Он был почитаем, его очень уважал султан и был одним из его учеников. К Руми приходили за знанием, практиками, инициацией, за благославением, излечением, поучениями, наставлениями. Он начал своё обучение, тарикат, с шести лет, с его первой «случайной» встречи с Аттаром. Жизнеописание Руми схоже с жизнеописанием Чишти, которого вывело в другой конец света, но Руми тоже родился не в Конии, их с отцом тоже гнали по миру войны. Они оставили родину и пустились в длительные скитания. По пути были встречи со многими значимыми в мире людьми. Процесс обучения и постижения неспроста проходил уже в Конии. Это место изначально было определено местом силы. Здесь были древние храмы языческих племён, первые христиане оседали здесь.
Здесь проповедовали два апостола Павел и Варнака, продолжает муршид. Варнака по преданию входит в число левитов, хранителей таинств.
Наследие, оставленное Руми нельзя сравнить вообще ни с чем, говорит Учитель. Мы, конечно, не берём Коран и Мухаммеда в рассмотрение. То, что сделал для суфизма Руми уникально на всём протяжении человеческой истории. Был Аттар, и Газали, и Баязид, предшественников Руми было много, он оставили своё наследие. Но Руми систематизировал знание и ввёл новый подход в его передаче, в мистицизме и изложил его. Он дал изложение, обьяснение каждого шага в тарикате. Такого синтеза до Руми никто не делал. Он дал людям живую систему, ей уже 800 лет. Представьте, какое это учение. Мы меняемся на протяжении своей жизни, у нас меняются понятия и ценности. Мы родились в Советском Союзе, пережили Перестройку, крушение ценностей. Представьте, что пережило человечество за 800 лет, а учение Руми как было истинным, так и осталось.
На чём строятся религиозные, межконфессиональные конфликты, на толковании истины. Каждый знает как правильно. Никто из последователей, причастных к знанию не преображали и не искажали смысл того, что давал Руми. Представьте, насколько должны быть однозначными высказывания и понимание, чтобы в процессе времени оно оставалось неизменным. Для Земли с одной стороны это немного, с другой это очень большой срок.
Шамс хоть и был бродячим дервишем, но был одним из образованнейших людей того времени, продолжает муршид. Он имел посвящения в различных орденах, проходил своё совершенствование в различных местах. Есть мнение, что его духовная традиция восходит к Али- четвёртому праведному халифу. Таким образом в Руми соединились…
Это дотягивание запада, на самом деле у Шамса не было реального учителя, вставляет Учитель, он относится к тому одному проценту людей, который неизвестно откуда пришёл. Он постиг хакикат сразу. Его смысл постижения бога во встрече с Руми. Только ради этой встречи он и пришёл на землю. Когда они встретились, он уже прекрасно знал, какой конец его ждёт, что его ждёт насильственная смерть только из за того, что он встретился с Руми.
Именно после встречи с Шамсом Руми многое внёс в своё учение. Именно Руми разработал такую тему, как свободная воля, продолжил муршид.

Комментариев нет:

Отправить комментарий