среда, 24 марта 2010 г.

В суфизме существует три круга.

В суфизме существует три круга.
Первый: шариат. Это соблюдение определённых правил, традиций, норм поведения в повседневной жизни. Это внешний круг. Он очерчивает и охватывает абсолютно всё, начиная от отношения к собственному телу, еде- индивидуальному питанию, преемлемого вашему здоровью. Регламентируются отношения между родителями и детьми, супругами, отношение к материальному миру, гостеприимство, пожертвования, паломничество. Законы шариата охватывают все ньюансы. Рождение и смерть, крещение, свадьбы. Это всё входит в шариат. Его, насколько это возможно, соблюдают все мусульмане. Это зависит от индивидуального сознания каждого. Шариат соблюдают суфии и мусульмане. Это исламское, мусульманское понятие, но в суфизм оно входит как свои правила поведения.
В ценре находится харика, хакикат по другому. Некоторые говорят так, некоторые иначе- это одно и то же на разных языках.
Хакикат, это то, что мы называем истина, мудрость, любовь, бог. Это составляющие бога в вас.
Между богом внутри вас и шариатом в вашей повседневной жизни стоят все ваши формы и ярлыки. Просто соблюдение шариата не осознаное, механическое повторение ритуалов, даже если вы рождены в этой традиции, не ведёт ни к чему, кроме того, что вы не нарушаете законов свыше, представленных в нашей реальности и социумной жизни. Процесс постижения бога внутри не происходит. Бог сам по себе, прочерченные механические правила- сами по себе.
Концептуально, если брать вообще наше нахождение на земле, не только ислам и суфизм: мы приходим капелькой света. В процессе взросления, становления в нас образуются личности и субличности, ложные личности, подлинное я, альтер эго. Это внешний круг. Прохождение и есть Путь.
В суфизме вначале идёт шариат, потом тарикат, потом хакикат. Тарикат, это линия, соединяющая шариат с хакикатом. Он состоит из семи ступеней.
Без тариката, постижения бога внутри себя и соответственно вовне, осознанности, пробуждённости, ответственности за свою жизнь, невозможно быть её творцом. Тогда вас творят обстоятельства, действительность, а не реальность, потому что ваша реальность от вас самих отделена. Тарикат обьединяет осознание и понимание процессов, протекающих внутри и понимание того, чем именно для вас конкретно это является. Чем для вас конкретно является любовь, партнёр, ребёнок, творчество, деньги, путешествия, паломничество?! Для вас именно, не в широком смысле, что это надо, а что конкретно для вас: гостеприимство, щедрость, справедливость, присутствие бога в каждом дне вашем, таинства, вами совершаемые. Без этого соединения вы живёте во тьме. Вы соблюдаете правила. У вас есть какие то свои цели. Вы конечно куда то движетесь, но меньше всего сами понимаете куда направлено это движение.
Тарикат направлен внуть себя, а не вовне, как познание многогранного мира. Познавая себя вы познаёте вселенную.
Чем отличается мусульманство от суфизма?
В мусульманстве обязательно соблюдение шариата. Вы родились в мусульманстве и с того момента, как вас приняли в жизнь, отец над вами прочёл молитву благодарения Аллаху за ваше появление на свет и потом вся ваша жизнь, процессы воспитания и становления, обучение в школе и духовное обучение, посещение мечети, поиск духовных учителей, соблюдение религиозных и жизненных канонов строится только по шариату. По другому невозможно.
В суфизме первичен тарикат, Путь. Это возможно только при наличии Учителя.
Если первичен тарикат, соблюдение шариата зависит от вашей ментальности, страны в которой вы родились, чтобы не было конфликта вашего сознания у вас, западных, выросших в атеизме советского и постсоветского пространства.
Практически никто из нас не соблюдал обряда. Ходить в цековь тоже не значит быть подсоединённым к эгрэгору. Пока вы не ввели религию в каждый день ваш, предписанных этой религией правил поведения в отношение быта и человеческое общение: жить не в грехе с соблюдением всех постов, исповедей, причастия, вы не являетесь истинно верующими. Посещение монастыря раз в год на праздник не причисляет вас к церкви. Получается, мы живём по каким то своим правилам, не прочерченным ни в какой религии мира, а формально присоединены к чему то, что не понимаем, не осознаём того, какую религию мы исповедуем.
В суфизме, если есть Учитель, вначале идёт Путь. Путь вырабатывает свод правил, приемлемый для этой общины, вибрации людей, ментальности, особенностей этого сознания. Берётся то, что является приемлемым для естественного пребывания. Это похоже на то, как Мухаммед договаривался с курейшитами( «Только помните, что Аллах един»). Чтобы не было внутреннего конфликта интересов и мощьнейшего сопротивления, из за которого человек из за каких то резко введённых правил перестанет посещать общину. Естественно это происходит у подрастающих детей. Если в наше сознание вводить каноны, нафс просто разорвёт в первый месяц нахождения в традиции. Наш западный ум во всём видит подвох и не имеет никакого доверия. Он подумает, что его пользуют, раздевают. В каноне пожертвования- основная позиция, гостеприимство, давание. Один день в шариате уже много для нафса. Это и отношения мужчины и женщины, в быту, направленность как вы смотрите, на кого, начиная с внешнего облика, движения тела, питания, и заканчивая направленностью в действиях. Особенно это касается материальных приоритетов, что для запада вообще непонятно- как же можно себя любимого ограничивать, отдадим, а что нам будет?!
Для суфизма характерно отсутствие степени посвящения в зависимости от опыта практикующего. Есть ступени восхождения, они не зависят от длительности нахождения на пути. Здесь нет такого, что если вы пятнадцать лет поёте зикр- вы духовны, а тот, кто пол года, или вчера пришёл- он бездуховный, ему надо учиться. Нет сравнения того, как долго вы этим занимаетесь, сколько мест обьехали, где были, с какими людьми встретились. В суфизме это абсолютно не является показателем вашего подлинного я, состояния сознания и вашей души. Очень много суфийских притч описывают то, что сегодня ты мог быть грешником для всего мира, а завтра это святой человек. У Идриса Шаха много притч по этому поводу, у Руми. Нет последовательности. Точно так же можно соблюдать шариат, все законы и традиции, но делать это механически или на приказывающем нафсе, с сопротивлением, не понимая, что вы делаете, без вашего личного интереса, тогда это вообще не имеет смысла. Хотя лучше уж так, чем никак, чтобы хоть что то было.
Суфизм приемлет и абсолютно спокойно относится к ложным учителям и ложным религиям. «И сухое русло реки обязательно когда нибудь выведет к морю.» Уж пусть во что то люди верят, чем вообще не верят. Пусть как то соблюдают правила, чем вообще не соблюдают. Но, в принципе, это не является показателем постижения бога в вас и вашей духовности. Единственным показателем является ваше состояние, ваше желание и искренность в направленности ваших действий.
Легко говорить, насколько мы щедры и прощающи, пока у нас нет ситуации. А вы простите хоть одного своего обидчика от чистого сердца и вспоминайте каждый день о нём с теплотой и благодарностью. Это колоссальная работа над нафсом. Не гипотетически, не того, который был тридцать лет назад, берите свежие ситуации.
Когда мы имели более менее стабильный доход, нам было легко казаться щедрыми и говорить о том, что у нас духовные приоритеты на первом месте. Оказались в более сложной ситуации и стало понятно кто есть кто.
В суфизме неважно, находишься ты на тарикате, на шариате, но даже если ты ещё не на Пути, тебя может посещать состояние хакиката. Только не путайте с вдохновлённым нафсом или успокоенным. Нафс там может быть и вдохновлённый и успокоенный. На вас может снисходить состояние покоя, благодати, любви. Не любви, как привязанности- она у нас везде есть. А состояние тотальной наполнености. У многих из вас было это состояние в зикре и на Кайласе. Оно может настигнуть в любой момент. Вы не можете это призвать к себе. Звать можете, но призвать не можете. Искусственно ввести себя в это сотояние нереально. Кто в этих состояниях был и пытается их догнать- не очень получается. Оно или есть, или его нету. Оно не обусловлено какими то внешними факторами. Это может происходить дома, и в Конии, и на Кайласе. А может и в Конии, и в Мевлане этого не быть. Оно пришло и оно есть. Оно в вас.
Ислам говорит, что надо соблюдать шариат. Суфизм говорит, что в нас есть частичка бога и по воле бога она в нас проявится. Именно поэтому суфизм говорит о возможности одного процента учителей, приходящих вне традиции и соблюдения преемственности. Когда пространству нужно и в том месте, где нужно- в той стране, религии, конфессии, физическом образе, социальном слое рождается тот, кто является истинным учителем. Он приходит в хакикат без шариата. Тарикат есть у всех. Мухаммед его тоже проходил, так же как все духовные учителя. Без тариката невозможно. Но человек является учителем уже на момент своего прихода. И проходит процесс подготовки, свои испытания, проверочные состояния физические, материальные, плотного мира, тонкого. Проходит выкристаллизация, очищение, чтобы он имел возможность передавать знания и вести за собой других. В суфизме человек может вести за собой других только после того, как он сам прошёл тарикат, не наоборот. На западе же это совершенно не обязательно. Грубо говоря каждый, проштудировав учебники, обладая внутренней силой или харизмой может стать учителем. Для этого не нужно особое состояние. Поэтому так много на западе духовных учителей различных направлений и конфессий. Их на самом деле очень и очень много. За определённую плату вы проходите определённую ступень. Что с вами произошло вообще никому дела нет. Главное, чтобы вы это прошли. Духовность всегда была самым выгодным бизнесом. Это испокон веку существует.
На западе можно убедить. На востоке бесполезно. Здесь видят, кем вы являетесь. На западе вы можете красиво поумничать, выпустить красивый сайт, создать рекламу, напечатать о себе кучу книг, рассказать чудодейственные истории, как вы постигали конечную реальность, нирвану, общались на короткой ноге по мобильному с богом и как попёрло после этого. Востоку все эти чудеса в решете не очень то интересны. Здесь важно не что ты о себе рассказываешь, а кем на самом деле являешься.
Есть много искажений о суфизме, семе, ордене Мевлана в интернете и других источниках западной информации. Нормальный приказывающий нафс если не может покусать, так хоть потявкает.
Есть на востоке свои испытания, проверки, тонкости, ньюансы, проходящие на тонких планах. Гораздо более жёсткие, чем всё то, что можно пройти на западе. Здесь важно быть, казаться здесь просто бесполезно. Мысли, вибрации, изменения вашего состояния сразу фиксируется. Здесь нет такого, что один раз вы достигли хариката и всё- зачислены в лик святых. Каждый миг в тэкке может качнуть чашу весов в обратную сторону. Здесь постоянная пульсация живого тока. Один раз постигнутое состояние не остаётся в вас навсегда. Вы сами прекрасно знаете из наблюдений за собой, когда у вас состояние сердца, когда реальное состояние покоя, уверенности, убеждённости, а когда приходит нафс. И начинает накрывать. Сколько можно? Уже и это было и вот это, а он опять тут рядом. А что делать? Да, пока в вас есть за что зацепиться, ваше сознание смущается. Это естественно. Если у вас нет учителя, вы можете свалиться куда угодно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий