воскресенье, 9 августа 2015 г.

«Мевлевийский ритуал сама»

Один суфийский мудрец сказал, что суфизм - это прежде всего добрый нрав. Если ты улучшаешь свой добрый нрав, то ты улучшаешь свой суфизм... Все мы знаем Омара Хайяма, нам его интересно читать - вот это суфизм. Сегодня вы увидели Сема́ , это суфийский ритуал В 2005 году ЮНЕСКО объявила «Мевлевийский ритуал сама» шедевром устного и нематериального культурного наследия. Возник ритуал «сама» благодаря вдохновителю суфийского ордена Мевлеви, поэту и мистику Руми. Согласно легенде, эта уникальная форма медитации возникла благодаря тому, что Руми однажды услышал на городском рынке ритмичные удары молоточков ремесленников, ковавших изделия из золота. В череде ударов, которые совершали подмастерья при обработке золота, ему послышался зикр «ля ила ха ильляля» («нет Бога, кроме Аллаха»), отчего он впал в экстаз, простёр обе руки и стал вращаться по кругу. Так появилась церемония «сама» у ордена дервишей Мевлеви. Ритуал «сама» уходит корнями в персидскую и турецкую культуры и ассоциируется с восточными традициями. Сын Руми, Султан-Велед Челеби, в городе Конья (современная Турция) основал братство суфиев мевлеви, в обрядах которого использовались произведения Руми и его вращающийся танец. Так возник известный на весь мир танец кружащихся дервишей. Это кружение свойственно только братству мевлеви и никаким другим братствам. По тюркской традиции они называют его "сема", а не "сама”. Сема представляется сказочным даром духа Мевля ны Руми – святого шейха и проникновенного поэта, Когда дервиши кружатся, они проводят через себя космическую энергию. Сама олицетворяет мистическое странствие на пути духовного восхождения к совершенству. Обратясь к истине, адепт наполняется любовью, покидает своё эго и достигает духовного совершенства. Он возвращается из духовного странствия зрелым и преображённым, чтобы дарить любовь и служение всему миру. Сема – ритуальный танец, испол няемый членами братства (тари ката) суфиев в состоянии мис тического наития . В наши дни этим словом пользуются преимуще ственно для обозначения ритуальных церемоний суфийского братства мевле ви. Участников радения называют се мазен Обряды мевлеви представляют собой довольно сложный ритуал. Он состоит из декламации , музыкальных импровизаций и исполнения кружения, за этим идет вторая часть , которая завершаются инструментальной музыкой и творением молитв. Дервиши появляются в продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и в черных накидках; эти накидки сбрасываются во время танца, и дервиши предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение. При вращении дервиш держит правую руку обращенной к небу, а левую — к земле.Когда человек кружится, он проводит сквозь себя космическую энергию. Правая рука обращена к Богу, ею он принимает эту энергию, а левой рукой отдает. Человек - единственное существо на планете, которое может провести эту чистую энергию на Землю. Кружение действует как центрифуга: все низкое, что есть в тебе, оно как бы отщепляет и отбрасывает прочь от тебя. А светлые твои качества, наоборот, собираются и разгораются. В этот момент ты испытываешь переполняющую тебя огромную радость. Движения кружащихся дервишей медленные и величавые в такт музыке, никогда не становятся бесконтрольными. Само кружение дервиша символизирует вечное движение Мира и подобно движению планет вокруг Солнца . Ось вращения проходит через сердце дервиша. Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не произносят ни звука, не производят никаких движений ладонями или головой. Послушники Мевлеви много лет совершенствуются в тренировке сама. Каким образом дервиши мевлеви могут кружиться в течение довольно долгого времени, не испытывая при этом ни голо вокружения, ни позывов к рвоте, ни других так называемых «вестибулярных симпто мов»? Ясно, что это достигается лишь бла годаря системе упражнений и тренировок по определённым правилам. Руми верил, что дух освобождается от тяжести плоти в процессе сама и ликование человеческого существования и чувств может быть достигнуто мастерством в сама. Правильная сама может быть проведена только с разрешения и в присутствии шейха. Дервиши, ответственные за исполнение ритуала, Одетые в белые одежды с широкими юбками, называемыми теннуре и в высокие шапки из войлока,совершают свои молитвы после того, как получают знак шейха . После чтений из Месневи и Корана, один из дервишей начинает играть на нэе, старинной камышовой флейте. DSC_4427 Taken on December 16, 2013 Nikon D60 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/5.6 52.0 mm 1/30 1600 rite Sema, dervishes https://www.flickr.com/photos/andrey_salikov/sets/72157621035312393

Комментариев нет:

Отправить комментарий