вторник, 7 июля 2015 г.
«истинная уверенность»
постижение, конечной
стадией которого называется «истинная уверенность» (хакк ал-йакин),
превосходящая стадии рационалистического «уверенного знания» (‘илм
ал-йакин) и научной «полной уверенности» (‘айн ал-йакин), является
плодом духовного откровения (кашф-и рухани), внутреннего лицезрения
(мушахада) и наблюдения (му’айина). И данное постижение, как было
отмечено, становится возможным не рациональными аргументациями,
а посредством сердечного (внутреннего) самоанализа (муракаба). А на
взгляд суфиев, сердце (калб) занимает очень важное положение. Да таким
образом, что в Великом Мире (Алам-и Акбар) Престол (‘Арш) считается
Великим сердцем (Калб-и акбар), а в Малом Мире сердце именуется Ма-
лым Престолом (‘Арши асгар). В любом случае, сердце (калб), на взгляд
суфия, представляет собой духовное начало, которое служит со-
средоточием тайного, сверхчувственного знания о Боге и мире (ма’рифа).
Точно так, как дух (рух) является началом, служащим местом
для любви, а тайна (сирр) – таким же местом для лицезрения
Бога. Откровения (кашф) и «вкушения» (интуиция) (заук) суфия также
фактически возникают посредством этих духовных начал. Для
суфия эти интуитивные познания - выше и важнее рациональных позна-
ний. Он считает, что разум огражден завесой от постижения смысла ин-
туитивных познаний, а мир является более громадным, более обширным
и более разнообразным, чем то, что постигается при помощи внешнего
разума и посредством сравнения. Так, то, что постигается при помощи
ощущений и внешнего разума, называют миром материального (‘алам-и
милк), а также миром мрака (‘алам-и зулмат) и миром тварей (‘алам-и
халк). Тогда как за пределами этого явного мира они признают существо-
вание вещи, которая является внутренней стороной мира, и которую име-
нуют миром Божественной власти (‘алам-и малакут), а также миром све-
та (‘алам-и нур) и миром веления (‘алам-и амр). Между Божественным и
материальным мирами существуют еще многочисленные миры, наличие
которых служит завесой для сердца; а условием реального постижения
считается устранение подобных внешних завес. А суфийские откровения
(мукашифат) фактически состоят из того, что внутренними познаниями
извлекается из-под этих завес. И, конечно, считается, что эти познания
способствуют постижению твердых и уверенных знаний (йакин) в боль-
шей степени, чем чувственные и рациональные познания. Именно этим
и отличается способ познания суфиев от способа познания философов и
«людей науки» (ахл ал-‘илм). Действительно, у суфия, который по-своему
путем стараний, уединений и подвижничества добивается снятия завесы
ощущения и проникает в мир вне пределов ощущений, душа становится
вместилищем для сошествия духовных лучей и местом для ниспослания
Божественных откровений. Тем не менее, ‘ариф не обращает внимания
на все эти откровения, считая их источником испытаний, ибо то, что явля-
ется его целью, находится вне пределов этих откровений и созерцаний и
является выше этих лучей и ниспосланий. Его целью является воссоеди-
нение с Истиной, слияние и единение с Ней. Поэтому после слияния он
предпочитает молчание и оставляет большинство тайн не раскрытыми.
Он не находит нужных слов и выражений для изложения значения этих
тайн, а если и находит такие слова, то его высказывания кажутся для дру-
гих (непосвященных - М.М.) непонятными и запутанными.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий