среда, 8 июля 2015 г.

на пути соединения с Богом

Понятие исчезновения (фана`) у суфиев, конечно нельзя отождест- влять с исчезновением самости (зат) и формы (сурат). Оно означает ис- чезновение определенных человеческих качеств. С точки зрения суфия, то, что становится преградой на пути соединения [с Богом], являются именно эти качества, без избавления от которых путник не может сиять посредством качеств Истины и достичь источника пребывания [в Боге] (бака`).35 Именно вера в возможности подобного пребывания (бака`) яв- ляется из числа тех человеческих качеств, которое направляет суфия к предположениям о сиянии (таджалли) Самости (зат) и атрибутов (си- фат) и к высказываниям о воплощении Бога в человеке (хулул) и едине- ния (иттихад) с Ним. Явление человеку Самости (Зат) и атрибутов (си- фат) Бога состоит из воплощения сущности и атрибутов Бога в человеке и, конечно, его нельзя путать с явлением духа. Ибо явление духа во могих случаях вводит суфия в заблуждение, и может восприниматься им в каче- стве явления Истины. Тогда как, на взгляд зрелых суфиев, между духов- ным и божественным явлениями существует огромная разница. Первое в основном воссоздает самодовольство, бытийную рутину, воображение и гордыню; а второе, уничтожив все это, направляет путника к ощущению отсутствия бытийности и исчезновения. Таким же образом, ощущение воплощения Бога в человеке (хулул) и единение с Богом (иттихад) до- стигается лишь тогда, когда путник избавляется от своих человеческих качеств. 35  Бака` - растворение в Боге и пребывание в Нем; вечная жизнь. Абд ал-Хусайн Зарринкуб. Ценность суфийского наследия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий