вторник, 7 июля 2015 г.

Философия суфиев

Философия суфиев, по своей сущности, является интуитивной философией, которая смотрит на вещи и состояние в мире с точки зрения интуиции. Мерилом признания для нее является признание сердцем, а не подтверждение разумом. Для нее являются более приемлемыми откровение или интуитивное «снятие завесы» (кашф)28, созерцание или усмотрение (шухуд), вдохновение (илхам)29 и озарение (ишрак),30 чем довод, сравнение, аргументация (истидлал) и индукция (истикра’). Суфий при помощи «вкушения» (интуиции) (заук) (без посредничества обсуждений и аргументаций) постигает то, что является истиной и приводит его сердце в состояние покорности и смирения, устраняя у него всякие сомнения и изумления; и он не блуждает и не теряется в лабиринтах закоулка разума и аргументаций. Достижение подобного интуитивного навыка и умения нуждается в стремлении по пути подвижничества, без преодоления которого, сердце не может обрести способность созерцания света. Но человек, которому удалось проникнуть в мир «людей интуиции» (ахл-и заук), обретет убежденность, которая во много раз непоколебимее и решительнее убежденности, достигаемой посредством знаний «людей слова» (сторонников аргументаций – М.М.). Поэтому суфий не стремится к доказательству существования Господа, он ощущает Его; он выставляет свое бытие под дуновением Его эманации и величия. 28 Кашф (арабск. «открытие сокрытого») – снятие покрова, полученное свыше откровение («озарение») и дар чудес. 29 Ихам (арабск. «внушение») – внушение, вдохновение, дарованное свыше. 30 Ишрак (арбск. «боеск», «сияние» «озарение») – термин мусульманской философии, обозначающий интуитивное постижение истины, через «озарение» души, освобожденной от связей с материальным миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий