воскресенье, 2 мая 2010 г.

"Нравится ли тебе напевать?"


Kappadokija


Власть поэзии

Рассказывали, будто Абу-л-Хусайн ад-Даррадж говорил: "Направился я из Багдада к Йусуфу ар-Рази, чтоб навестить его и приветствовать. Когда пришел я в Рей и стал спрашивать о нем, каждый, кого я спрашивал, говорил: "Чего ты хочешь от этого язычника?" Это стеснило мне сердце, и я решил уйти, а затем подумал: коли я прошел весь мой путь ради этого, так я, по меньшей мере должен его увидеть. Я вновь стал спрашивать о нем и разыскал его в мечети. Он сидел у михраба рядом с каким-то мужчиной, и в руке у него Коран. Это был благообразный шейх приятной наружности, с красивой бородой. Я приветствовал его, и он подошел ко мне и спросил: "Откуда ты пришел?" Я ответил: "Из Багдада". Он спросил: "Что тебя сюда привело?" Я ответил ему: "Я пришел, чтобы приветствовать тебя". Тогда он сказал: "Если бы в какой-либо из этих местностей некто сказал тебе: "Живи у нас, мы построим тебе дом, дадим невольницу" - удержало бы это тебя от прихода сюда?" Я ответил: "Аллах никогда еще не испытывал меня подобным образом, а если бы испытал, не знаю, как бы я поступил". Он спросил: "Не окажешь ли ты нам милость, не прочитаешь ли что-нибудь". Я ответил: "Конечно". И он попросил: "Прочитай". Тогда я продекламировал им, сочиняя:
Ты дом свой возводишь в уделе моем.
Будь я смельчаком, я б разрушил твой дом.
Но я словно ты: себя тщетно корю,
Лишь "если б я мог" вновь и вновь говорю.
Он закрыл Коран и стал плакать, пока не намокла борода его, а затем и вся одежда до нитки от обилия слез. Затем он сказал: "Сын мой, ты слышал, как жители Рея упрекают меня, говоря, что Йусуф - язычник. С раннего утра читаю я сегодня Коран, и не исторглось из моих глаз ни одной капли, но все забурлило во мне от этого четверостишия"".

Комментарий Газали
Так же и сердца: если пылают они любовью к Всевышнему, незнакомый бейт извлекает из них то, чего не может извлечь декламация Корана. Поэтому, в силу того что стих размерен и подходит человеческой натуре, человек может сочинять стихи. Что же касается Корана, то его слог превосходит стиль и построение речи, поэтому он поразителен и неподвластен силе человека, будучи несхожим с натурой его.

Рассказывали, что к Исфраилу, учителю ал-Мисри, пришел как-то человек и увидел, как тот ковыряет землю пальцем, напевая какой-то бейт. Исфраил спросил его: "Нравится ли тебе напевать?" - "Нет",- ответил человек. "Значит, ты без сердца, ибо тот, у кого есть сердце и кто знает свою природу, знает, что стихи и мелодии приводят его в движение, как ничто другое, и он старается вызвать это движение либо с помощью своего голоса, либо с помощью голоса кого-либо другого".

Абу Хамид аль-Газали

Притчи

Комментариев нет:

Отправить комментарий